• товары для реборнинга
  • Прекрасное
    не требует доказательств...

Интернет магазин

Мы работаем пн.- сб. с 9:00 до 20:00

0
Главная / Статьи / Кукла - это ...

Статьи

« Назад

Кукла - это ...  21.03.2014 18:22

Кукла - это...

Куклы были всегда . Кукольный мастер - таинственный старичок из подвала, который делает...нет, не делает, колдует над материалом.

И вот она уже стоит, смотрит нарисованными глазами. И молчит. Но с ней можно разговаривать, кормить, убаюкивать. Ее можно воображать себе кем угодно, и она будет согласна. Потому, что имя ей - кукла.

Со временем, повинуясь всеобщему закону распространения творчества, мастерство изготовления кукол расширилось до уровня самостоятельного искусства. Кукольные мастера проводят выставки, салоны, издают журналы, объединяются в творческие союзы. Впору уже кукольному искусству новую музу подбирать. Правда, муза эта будет похожа на стоглавую гидру, поскольку кукольное искусство есть искусство синкретическое. Синкретизм - от греческого synkretismos - соединение, объединение.

И в самом деле, чтобы овладеть кукольным искусством в полной мере, художник должен быть как минимум сведущ в скульптуре, живописи, физике, материаловедении, портновском искусстве и т.д. Каждое из этих знаний включает в себя целую прорву дополнительных знаний. И в каждом из многих этих знаний кукольный мастер должен хотя бы немного ориентироваться, иначе его творение не достигнет нужной гармонии.

Итак, изготовление кукол - искусство. Но что такое кукла? То, что мы видим сегодня на кукольных выставках и салонах, не дает нам точного ответа на этот вопрос. Что это - расшитая дама, шаржированный образ или три проволочки на куске пенопласта с подобием головы? Наверное, и то, и другое, и третье. И насколько применима искусствоведческая терминология к кукле, как субъекту творчества? Наверное полностью применима, если мы воспримем скульптуру, как часть кукольного дела. Ведь по сути, скульптура - это та же кукла, только предназначенная для других целей. Для экспонирования на специальной выставке или на улице, или на площади.

Правда, в общепринятом понимании " кукла" - это такая забавная девочка в платьице, в которую играют другие девочки, живые. Ее покупают в магазине, она - причина многих детских слез и трагедий (не купили). Подвид этой куклы - дама в бархате. В нее не играют, она - недостижимый фетиш. (Тут же вспоминается кукла, которую столь жаждала Козетта из "Отверженных" Виктора Гюго. Даже став обладательницей этого прежде недостижимого чуда, Козетта могла только любоваться ею. - Играй же, Козетта. - О, я играю, сударь!)

Таких кукол-дам на кукольных салонах много. И, допустим, это - кукла. Тогда что находится по соседству? Вот все эти гномики, скалолазы, скалящиеся фотографы, забавные скелеты? Это куклы? И ли не совсем? А ведь есть и гнутые проволочки в виде человеческой фигурки, и их преподносят нам на полном серьезе как кукол. И это правильно, так как такое разнообразие кукол обозначает только то, что как и всякий самостоятельный вид изобразительного искусства, кукольное искусство уже разделилось на жанры. И следовательно, оценку кукле стоит давать только сточки зрения жанра, в котором она выполнена.

Значит искусство у нас с вами народилось и даже обросло жанрами, но не выработало терминологию. С этим, как видно, возникнут большие трудности. Само слово кукла обладает такой магической привлекательностью, что расстаться с ним будет очень сложно. А может и не нужно. Но в самом деле, не называть же забавных гномиков арт-объектами!

Что же делать? Полагаем ждать, пока время само не выработает терминологию. Но не ждать пассивно, а мыслить, предлагать свои варианты, так сказать пробовать на язык слова и выражения, которые потом станут устойчивыми терминами. Уже сейчас существует и внедряется в сознание термин "Арт-кукла". Это, по большей части, авангардистские произведения, именуемые "креативными". Они весьма далеко ушли от своих прародителей - дам в панбархате. Но это ведь не повод, чтобы отвергать их, верно? А тем более ругать. Точно так же не честно было бы считать только их - произведениями искусства.

И здесь авторы, критики и ценители опять сталкиваются лбами, поскольку не могут сойтись в терминологии. А нынешний день предлагает нам для обозначения только одно слово - кукла.

Попроуем немного поразмышлять о кукольных жанрах и подобрать к ним хотя бы приблизительные названия. Отталкиваться мы будем от художников. То есть от того, кто, что делает, а главное - почему. При это мы априорно не собираемся давать оценки куклам и расставлять их по ранжиру. Искусство - это не Олимпиада. Минут, киллограмов и метров оно не признает, а пользуется для оценок весьма и весьма расплывчатыми формулировками. Вот поэтому-то мы и не будем давать никаких оценок.

Кукольное дело - женское дело. Папа Карло остался в далеком прошлом. Изготавливают кукол по большей части женщины, ценят и покупают тоже. Следовательно, стиль и своеобразие персонажей, производимых этими мастерицами следует искать исключительно в женской натуре.

Итак, основе этих кукол подсознание, берущее начало из детства. Детство - кукла - игра - кукла-дама (недостижимая). И вот в какой то момент женщина обнаруживает, что может научиться делать кукол. Она учится, идет на курсы и из-под ее рук выходит та самая, прежде недостижимая кукла. Счастье! К этому стоит еще приплюсовать тот факт, что женщины по натуре копиистки. Они видят что-то и хотят себе такое же. Именно поэтому кукол, изготовленных многими женщинами трудно отличить от магазинных. А никто и не собирается отличать. Суть в том, чтобы сделать копию как можно более похожую на полюбившуюся куклу.

К этому стоит добавить безусловный упор на костюм. Шить платье кукле - это ли не чисто женское занятие? Именно поэтому многие куклы жанра "женское искусство" грешат невыразительностью лиц, но выделяются богатством костюма.

Понятие "образ" - из словаря художника. Художнику присуще образное мышление. Он изображает некий персонаж и сообщает через него свою мысль (или ощущение). Вот поэтому куклы художников резко отличаются от всех остальных. Художнику мало расшить костюм, ему надо, чтобы все поняли кто одет в этот костюм, и какая у него судьба. Вот почему куклы самых больших художников - это люди в миниатюре. Иногда они выглядят настолько живыми, что аж оторопь берет. Эти куклы - скорее скульптура, дополнительно еще и одетая. Так куклы ли это?

Пока все творения художников именуют "авторская кукла". Но согласитесь, это слишком общее понятие. Видимо впереди разделение на еще более мелкие жанры, например: персонажи-фэнтези, реалистичная модель, шарж и так далее.

Отдельно стоят произведения, которые нам преподносят как "арт-кукла". Словами это не описать, это надо видеть. Наиболее понятным будет термин "жанр современного искусства". То есть здесь задействованы инсталляции, перфомансы, абстракционизм и так далее. Основа этих произведений - идея. Идея, облеченная в некую куклообразную форму. И это облечение идеи в форму происходит в любом жанре.


Журнал "Талант"



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить